7bd01108d29153db9ecbde09e6aff8ae

Лекционный конспект: правила написания

828  16 марта 2016г.

Казалось бы, что такого сложного в написании конспекта? Знай себе – успевай переносить на бумагу преподавательские слова. Главное – это, конечно, не ноги и хвост, как в известном мультфильме, а накачанные бицепсы-трицепсы и крепкие пальцы! Успел записать дословно – и будет тебе великое счастье на сдаче экзамена.

Конечно, такой вариант конспектирования тоже неплох. Особенно в том случае, если вы желаете приятно поразить преподавателя клонированием и передать записанные лекции не только слово в слово, но ещё и с его собственными интонациями.

На деле же оказывается, что записанный дословно конспект не только не помогает при подготовке к экзаменам, а даже мешает, ведь воспринять большое количество текста гораздо труднее, чем краткие тезисы.

Конспект – это не просто помощь студенту, но и ваше самое серьёзное оружие в борьбе с экзаменатором. Ваш гранатомёт РПГ-32, если хотите. Поэтому сегодня я решил поговорить о том, как правильно писать конспект.

Пишем кратко!

Как я уже говорил, самое важное – это краткость. Вспомните Аристофана: «Тот истинный мудрец, кто многое сказать умеет коротко и ясно». Так что, записывая лекцию, постарайтесь выделить только основные моменты и тезисы.

Пишем внимательно: активное и пассивное запоминание

Насколько часто вы отвлекаетесь во время лекции? Стандартный контроль со стороны преподавателя – предложение повторить только что сказанную им фразу. И хотя студентам на лекции дана гораздо большая свобода, чем школьникам, злоупотреблять ею – себе дороже.

Естественно, рук у вас две. И когда одна пишет, вторая вполне может держать сотовый телефон, выстукивать ритм любимой песенки или играть на планшете. К сожалению, вы не гекатонхейр, и думать приходится в одну голову, а не в пятьдесят. Так что и внимание распыляется между всеми действиями одновременно. Проще говоря, вы везде, но нигде.

Человеческая память устроена таким образом, что создаёт цепочки зависимости между действием и запоминанием. Поэтому не отвлекайтесь от конспектирования. Иначе на экзамене вы вспомните планшет и телефонный диалог, а не слова преподавателя.

Внимательное конспектирование – залог того, что часть информации усвоится непроизвольно. А значит, для волевого запоминания при подготовке к экзаменам вам придётся приложить гораздо меньше усилий.

Пишем структурированно!

Что такое структурирование? Это организация информации для наилучшего запоминания. В результате структурирования текстовые элементы связываются в группы по смыслу. Существует два правила структурирования текста:

  1. Деление на группы и подгруппы в зависимости от значимых для пишущего критериев.
  2. Логическое построение выделенных групп (деление их по важности, времени, интенсивности и так далее).

Как правило, преподаватель диктует лекционный материал в уже структурированном виде. Однако лекция даётся развёрнуто, и ваша задача – уменьшить количество слов, не нарушая её структуры.

Как это сделать? Пишите аккуратно, разбивайте конспект на небольшие тематические абзацы и подразделы. Не забывайте про заголовки: они существенно облегчат поиск необходимого материала. Помните, что человеческая память не усваивает списки из большого количества пунктов (согласно правилу Миллера, не стоит создавать списки более чем из семи элементов).

Пишем аккуратно!

Надо ли говорить, что полный сокращений неряшливый текст совершенно бесполезен? Что проще запоминать: печатный книжный текст или текст, написанный вручную не слишком понятным почерком? Конечно, первое. И это обусловлено спецификой зрительной памяти: при чёткой картинке для запоминания не требуется усилий и насильственного создания логических связей.

Вы пишете конспект только для себя. Но это не повод писать его спустя рукава. Как раз наоборот: аккуратный и написанный понятным почерком конспект – это ваш билет на следующий курс.

Учимся сокращать

Что делать, если преподаватель диктует слишком быстро, и вы не успеваете записывать слова целиком? На первый взгляд, есть одно простое решение: сокращать слова в конспекте. С другой стороны, подобное изложение материала серьёзно снижает читабельность конспекта. Так как найти золотую середину?

Проще всего создать собственную систему сокращений. В этом случае вам не придётся тратить драгоценное время на расшифровку записей. Доведённое до автомата восприятие сокращений существенно упростит чтение конспекта и вашу студенческую жизнь. Применяйте математические и стенографические знаки.

Совет: не изобретайте велосипед на каждой лекции и всегда сокращайте одно и то же слово одинаково.

Заметки на полях

Не стоит превращать поля тетради в зеркальное отражение конспекта. Помните, что пометки на полях служат для привлечения внимания. Чем их меньше – тем проще найти среди них то, что вам нужно.

Наш любимый и знаменитый Александр Сергеевич Пушкин оставил на полях своих черновиков столько набросков, что их хватит на небольшую художественную выставку. Однако если вы не метите в Пушкины, то количество ваших пометок на полях не должно превышать одной или двух на страницу.

Используем цвет и графику!

Известно, что лучше всего запоминается материал, подтверждённый графически. Поэтому старайтесь записывать лекции не только словесными блоками, но и составлять графические схемы. Возьмите основные тезисы в прямоугольники, соедините их причинно-следственными стрелками и выделите выводы другим цветом. Используйте одинаковое выделение цветом во всех тетрадях.

Во-первых, такая обработка лекционного материала уже содержит в себе элемент вашего собственного понимания темы (что повышает уровень непроизвольного запоминания), а во-вторых – графические схемы проще и быстрее запоминаются зрительно. Так что на экзамене несложно будет вызвать из памяти нужный вам материал.

Если вы не умеете переносить слова в графику, советую поучиться. Конспектировать вам придётся на протяжении нескольких лет, а требования преподавателей к скорости ведения конспектов будут только увеличиваться.

Ещё один совет: при выделении основных тезисов не увлекайтесь цветными маркерами. Переизбыток цвета мешает сконцентрироваться на важных моментах.

Заключение

Я постарался охватить самые яркие и важные моменты при конспектировании лекций. На самом деле их гораздо больше. К примеру:

  • Если текст пишется от руки, он запоминается быстрее, чем если вы набираете его на клавиатуре (просто потому что «вручную» вы работаете над ним дольше).
  • Если информация вам не до конца понятна – оставляйте место для комментария или проставляйте на полях вопросы.
  • Не забывайте писать число и месяц – легче будет искать нужную лекцию.

Пишите конспекты, опираясь на своё понимание темы и важные для вас факторы. А о том, как лучше запоминать информацию, я расскажу в статье «Помним всё».



Отзывы

Добавить отзыв
Помощь студентам в Dip24: мы ценим ваше время! А вы?

Советы

Конспектируя лекцию, не записывайте всё подряд. Остановитесь на главной мысли и основных фактах, не забыв выделить на полях свободное место под собственные заметки.

Помните: семинар первейшее средство убедить преподавателя, что вы были на всех его лекциях. Говорите много: это неплохой шанс получить автомат!

Оставьте свой отзыв!
Мы получили заявку от Вас. Если в ближайшее время на Вашу электронную почту придет письмо или радостно завибрирует Ваш телефон – это мы!
Заказать работу!
Мы получили заявку от Вас. Если в ближайшее время на Вашу электронную почту придет письмо или радостно завибрирует Ваш телефон – это мы!