
Вспомнить всё, или Как учить лекции
Сегодня лекция – основная форма учебного процесса в вузах. И это не случайно. Пусть в головы некоторых гениев приходят мысли прогулять пару-другую лекций и потом готовиться к экзаменам по учебнику и самостоятельно - мы-то знаем, что материал, воспринимаемый не только зрительно, а и на слух, запоминается намного проще и быстрее!
Если вы посещаете лекции и внимательно слушаете преподавателя, шанс не сдать экзамен довольно мал. Однако ситуации бывают разные, и иногда даже самому усидчивому и внимательному студенту требуется помощь. Не буду говорить, что помощь студентам – наша первоочередная задача. Скажу иначе: тот, кто умеет учить материал, умеет и объяснять его. А это важно. Особенно если вы собираетесь стать хорошими специалистами. Поэтому поучимся учить!
Итак, как же учить лекции и конспекты? Как вообще проще запоминать материал и как сдавать экзамены, не попадаясь в ямы-ловушки под названием «сдача в теневую сессию» и «приходите завтра»?
Понять – значит «выучить»
Выучить то, что непонятно, практически невозможно. И хотя блистательная Лия Ахеджакова как-то сказала, что при желании можно «и зайца научить курить», курят зайцы (читай – сдают экзамены) очень неохотно.
Не позволяйте себе оставлять за плечами непонятый материал. А если такие моменты остались после лекции, не стесняйтесь спрашивать преподавателя. Как ни странно – но оказывается, многие преподаватели без проблем отвечают на ваши вопросы!
Если же гордость Темного Властелина и Самого Крутого Чувака в Мире мешает вам задать вопрос лектору, поищите ответы в интернете. Помните: понятый материал избавляет вас от необходимости зазубривания.
В конце концов, чем мы хуже Ньютона или Шопенгауэра?!
Учим по плану
Если я спрошу, что проще: выучить десять страниц убористого текста или семь предложений – что вы ответите? Конечно, я допускаю, что среди нас есть гении с эйдетической памятью, навсегда и с первого раза запоминающие всё, что когда-либо увидели их глаза. Однако большинству приходится учить, опираясь на стандартные человеческие способности.
Поэтому никогда не пытайтесь запомнить большие объёмы текста. Прочитав материал, составьте план и запишите его в виде пунктов, а лучше всего – графических схем. Внесите в него основные термины, даты, имена и так далее. Расскажите всё, что знаете по теме, пользуясь составленным планом. Будьте уверены: ваши глаза сделают часть работы за вас. И на экзамене вы без труда вызовете в памяти составленную схему ответа.
Запомните: наглядный и логически связанный текст воспринимается намного лучше, чем словесный.
Пишем шпаргалки!
Да-да, вы не ослышались! Пишем шпаргалки – и как можно тщательнее и подробнее! Именно благодаря шпаргалкам сдаётся большая часть студенческих экзаменов. При этом совершенно неважно, на чём вы их напишете и как хорошо сыграете в Джеймса Бонда, пряча от глаз экзаменаторов своё творение. На самом деле, идя на экзамен, вы даже можете оставить шпаргалки под подушкой: ведь после переписывания лекционного материала ваши шансы на пассивное запоминание повысились в несколько раз! А значит, и возможность сдачи экзамена стала гораздо реальнее.
Мнемотехника: запоминаем ассоциативно!
Мнемотехника – это специальные приёмы и способы, разработанные для облегчения запоминания информации. Для каждого вида информации существует своя мнемотехника.
Основным принципом мнемотехники является принцип ассоциаций. То есть – связь абстрактных понятий с визуальными, аудиальными (в общем – чувственными) понятиями, которые уже есть в нашей памяти. К примеру, как вы думаете – с каким предметом дамского туалета, учась ещё в школе, я ассоциировал английское слово «лист» (Leaf), когда не мог его запомнить?
Мнемонических приёмов не так уж мало. Однако я остановлюсь всего на трёх. Это:
- уже упомянутый метод созвучия (если вам трудно запомнить какие-то термины или отдельные слова);
- метод ассоциаций (попробуйте ассоциировать самые труднозапоминаемые моменты материала с чем-то, что вы хорошо знаете);
- и наконец – так называемый «метод комнаты».
«Комната» - это трёхмерный план, составленный не на бумаге, а у вас в голове. В данном случае просто поместите в комнату то, что хотите запомнить, присвоив каждому блоку информации определённое место. К примеру – что вы поместите в «комнату Пушкина»? Лицейские годы – в самый ближний к вам угол? Прозу – направо, поэзию – налево? В любом случае, вам будет достаточно «вызвать» в памяти свою «комнату», чтобы вспомнить и расставленный там материал.
Повторение – действительно мать учения?..
К сожалению, это правило пока ещё никто не отменял. И повторение до сих пор является основой запоминания. Так уж устроен наш мозг: чем дольше вы будете вкладывать в него информацию, тем в более близкое и важное место он её поместит.
Естественно, повторение не должно быть автоматическим. Наоборот: сделайте его как можно более разнообразным. Игровым, активным, текстовым, графическим – как угодно! Человеческая память разнообразна. Кто-то проще заучивает на слух, кто-то – отвечая на вопросы, а кто-то – вычерчивая схемы и графики.
Главное – помнить одно: как только вы перестаёте повторять активно (заинтересованно и используя мозг), повторение становится бессмысленным. Поэтому лучше десять минут поиграть в шарады по сдаваемому предмету, чем всю ночь сонно читать конспект.
В общем, рисуйте, фантазируйте и играйте! Человеческий мозг – самый жадный запоминальщик на свете. Главное – просто немножко ему помочь!